Разрешение невозвратных авиабилетов в России

Буквально на днях сайты туристической тематики запестрели новостью о том, что Минтранс внес поправки в Воздушный Кодекс РФ. Суть поправок сводится к тому, что российским авиакомпаниям, скорее всего уже к концу года, разрешат продажу невозвратных авиабилетов.

Чтобы вникнуть в суть вопроса, напомню, что в 2008 году российским авиакомпаниям на законодательном уровне была запрещена продажа невозвратных авиабилетов. Инициативу по отмене запрета Минтранс проявил еще в 2011 году, когда начал подготовку соответствующих поправок в Воздушный Кодекс РФ.

Принятие поправок, запланированное на осень 2012 года, должно пойти без препятствий, поскольку они были подготовлены по поручению правительства.

Для справки:

Что такое невозвратные авиабилеты?

Собственно, отличия такого авиабилета можно понять уже из его названия. Невозвратный авиабилет нельзя вернуть, и, соответственно, получить обратно деньги, потраченные на его покупку.

Практика продажи невозвратных авиабилетов широко используется зарубежными авиакомпаниями. Как правило, невозвратный авиабилет – это авиабилет, предлагаемый либо по минимальному тарифу, либо по акции или спецпредложению. То есть, его стоимость предельно низка. Поэтому, невозможность возврата авиабилета в данном случае оправдывается рисками авиакомпании, которая может понести убытки.

Однако, бывают и дорогие невозвратные авиабилеты, в том числе и по тарифам бизнес класса.

Решение Минтранса об отмене запрета на продажу российскими авиакомпания невозвратных авиабилетов, по словам представителей министерства, было продиктовано возможностью в результате таких изменений снизить тарифы на авиабилеты. По подсчетам Минтранса в сумме тарифы могут быть снижены до 6,8 млрд. рублей.

Чиновники подсчитали процент возвратов авиабилетов, на основе статистики крупных отечественных авиакомпаний. Выяснилось, что ежегодно пассажиры возвращают в среднем 8% купленных авиабилетов, это примерно 22,7 млрд. убытков для авиакомпаний. На основе проведенного исследования чиновники пришли к выводу, что высокая стоимость тарифов на авиабилеты, которая наблюдается сегодня на отечественном рынке авиаперелетов, обусловлена рисками, которые несут компании в результате возврата авиабилетов. То есть, добросовестные пассажиры вынуждены переплачивать за тех, кто возвращает авиабилеты.

Читайте также  Летнее расписание S7

Минтранс планирует разрешить авиакомпаниям продавать до 30% невозвратных авиабилетов.

Во что это может вылиться на самом деле?

Чиновники Минтранса в обосновании причин отмены запрета на продажу российскими авиакомпаниями невозвратных авиабилетов ссылались на зарубежные компании, мол, они продают – и ничего. Посмотрите, какие заманчивые у них тарифы. Вот мы сейчас разрешим продажу невозвратных авиабилетов – и у нас тоже все станет хорошо. Все авиакомпании сразу бросятся снижать тарифы, вся Россия сразу станет летать на самолетах.

Конечно, я утрирую.

Но в каждой шутке есть доля правды – известная истина.

Я не знаю, которая из отечественных авиакомпаний пролоббировала эти поправки, но я почти уверена, что именно таким путем они и появились на свет.

Зарубежные авиакомпании продают невозвратные авиабилеты, но давайте посмотрим, по какой цене они предлагают такие билеты. Эйр Балтик, например, Эйр Уан и другие бюджетные авиакомпании Европы. Цены начинаются от нескольких десятков евро, и это в обе стороны и со всеми налогами. Тут даже если что-то случится и пассажир вынужден будет отказаться от перелета, он не слишком много потеряет.

Как это будет у нас.

Я сильно сомневаюсь, во-первых, что будут существенно снижены тарифы на авиабилеты после вступления поправки в законную силу. Скорее всего, ничего не изменится.

И если российским авиакомпаниям разрешать продавать до 30% невозвратных авиабилетов, то таковыми может стать половина авиабилетов эконом класса. В результате, цены на авиабилеты, скорее всего, останутся прежними, но при этом пассажиры в 30% случаев потеряют свое право на возврат авиабилета.

На мой взгляд, куда целесообразнее было бы ввести систему, подобную схеме возврата железнодорожных авиабилетов. Обычно полная загрузка регулярного рейса происходит за два-три дня до даты вылета. Скажем, при возврате авиабилета не позже, чем за три дня, пассажир мог бы получать полную стоимость авиабилета, за вычетом налоговых сборов. За два дня – 70% стоимости авиабилета. За сутки – 50% от стоимости авиабилета. За несколько часов – 30% от стоимости авиабилета. Что-то в этом духе, и пассажир бы не потерял всю сумму стоимости авиабилета, и авиакомпания осталась бы застрахованной от рисков.

Читайте также  Скидки на авиабилеты внутри Канады

Но Минтрансу, конечно, виднее.

А вы что думаете по этому поводу?